← Буддизм

Правильное поведение

14 минут, 38 секунд

Глава из книги: Укрощение тигра, Аконг Тулку Ринпоче.

Чтобы воздержаться от зла,
Практикуйте истинную добродетель
И полностью подчините себе свой ум
Таково Учение Будды. © Гаутама Будда

Такова суть Учения Будды, Учения, совершенного в себе самом и пригодного каждому, независимо от уровня его понимания. На первый взгляд это простой совет, но его нелегко претворить в жизнь, ибо чрезвычайно трудно избежать неправильных поступков и совершать лишь хорошие и добродетельные. Укрощение ума требует великого терпения и искусства. Однако это не должно обескураживать, ибо благо, проистекающее от следования данному велению, безгранично.

Добродетельная жизнь приносит счастье и самому человеку, и окружающим. Пытаясь на практике следовать этому учению, мы можем быть уверены, что продвигаемся в правильном направлении. Каждый человек стремится к счастью, но результатом такого стремления может стать совершение дурных или грубых поступков. Например, ради собственного счастья мы можем кого-то убить, обмануть или что-нибудь украсть. Не зная, как правильно вести себя, мы способны заставить страдать других в настоящем и создать причины для собственных страданий в будущем.

Где же зарождаются дурные поступки? 

Они возникают как следствие пристрастия к индивидуальному «я», или самости, что по себе является результатом нашего неведения. До сих пор мы всячески взращивали в себе свой эгоизм и с любовью относились ко всему, что доставляло нам удовольствие. Цепляясь за своё имущество, богатство и привычки, мы порождаем в себе гордость, зависть и жадность. И если кто-то или что-то противоречит нашему взгляду на мир или посягает на наше центральное место в нём, мы возмущаемся, в результате чего в нас возникают такие чувства, как нетерпимость, гнев и ненависть.

В повседневной жизни практично и даже необходимо принимать идею своего отдельного, индивидуального «я», но если рассматривать вещи на абсолютном уровне, можно увидеть, что это «я» не имеет отдельного и независимого существования. Эта истина становится совершенно очевидной, как только мы признаем, что все явления в мире обусловлены и взаимозависимы.

Следовательно, неведение и заблуждения являются источником дурных поступков и неприятностей для других, а, совершенствуя свою моральную дисциплину и добродетель, мы улучшаем свою жизнь и делаем её более ценной для себя и для других.

Нравственное поведение в быту помогает нам затем поддерживать стабильность в медитации и укрощать свой ум, одновременно очищая загрязнения, являющиеся следствием дурных поступков, совершённых в прошлом. Такая практика приносит ощущение счастья и нам самим, и окружающим. Вот почему правильное поведение так необходимо.

Есть разные способы оценки нашего поведения, но лучше всего просто оценивать все добродетельные поступки как положительные, а все недобродетельные — как отрицательные. Тогда день за днём можно наблюдать изменения своего душевного состояния. Цель здесь простая — увеличить в себе всё позитивное и уменьшить негативное, чтобы в конечном итоге наши действия стали положительными. Каждое утро мы должны начинать с утверждения в себе правильной мотивации, то есть с порождения намерения совершать только добро и, не причинять никому зла.

Мы помним об этом в течение всего дня, работая, учась или отдыхая, находясь в одиночестве или в компании людей. Мы постоянно возобновляем эту мотивацию, когда мы что-то делаем, говорим или думаем. Жизнь на благо другим может придать ценность и достоинство даже самым простым делам.

Вечером перед сном полезно проанализировать свои поступки, слова и мысли за минувший день. Если делать это без самообмана, можно точно оценить своё развитие без необходимости с кем-то советоваться. Мы рассматриваем негативные тенденции и пути их возникновения, что позволяет отказаться от соответствующих наклонностей. Научившись узнавать свои положительные качества, мы станем всё чаще проявлять их.

Разумеется, многое из того, что мы делаем, является нейтральным и не требует никакого внимания. Такое исследование — это нечто большее, ли пассивное упражнение. Так, мы не просто наблюдаем за своими ошибками и думаем: «Я — ужасный человек» — или находим положительные моменты, усиливая свою гордость и повышая самооценку. Мы стремимся преобразовать всё вредное или избавиться от него, одновременно работая над развитием и расширением в себе добра.

Как же различить в себе положительное и отрицательное?

Согласно традиции буддизма, правильное поведение оценивается с точки зрения десяти вредных и десяти полезных действий на основании рассмотрения всех видов своей активности с точки зрения тела, речи и ума. Эти ориентиры поведения успешно используются уже на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Буддизм учит избегать десяти недобродетельных поступков.

Три из них относятся к телу: нельзя отнимать жизнь у любого живого существа; красть или брать то, что не отдаётся добровольно; принуждать, кого бы то ни было к сексу против его желания или склонности, а также вынуждать кого-либо нарушать религиозные обеты и обязательства, связанные с родственными отношениями.

Другие четыре недобродетельных деяния относятся к речи: нельзя вводить людей в заблуждение; лгать; вызывать своими словами ссору друзей или партнёров; плохо говорить о других, очерняя или оскорбляя их, задевая их чувства, грубо указывая на их ошибки.

Наконец, следует избегать говорить о том, что не является полезным или благотворным.

Наиболее же важно то, что касается ума. Ведь он является источником всей нашей деятельности. Если мы позволим негативной мысли сейчас укорениться в нашем уме, позже, когда она созреет и выразит себя в поступке, неизбежно возникнет страдание. Поэтому нам следует избегать трёх душевных склонностей.

  • Первая из них зависть, означающая стремление завладеть богатством, собственностью, а также партнёрами других людей.
  • Вторая — порождение недобрых чувств по отношению к окружающим, желание им зла в любой форме.
  • И, наконец, мы не должны сомневаться в истинности закона причины и следствия, управляющего всеми действиями, как добрыми, так и злыми.

Необходимо осознать, что дурные поступки порождают лишь страдания и препятствуют обретению мира и счастья. Не надо быть религиозным человеком, чтобы понять это. Если мы сажаем семена подсолнечника, то вырастут именно подсолнухи. Причиняя вред другим, мы сразу уменьшаем их счастье, но и наше счастье в конечном итоге тоже уменьшится. Воздержание от десяти вредоносных действий автоматически приносит благо, однако никому из нас не удалось полностью избежать их в прошлом. Поэтому необходимо быть очень аккуратными во всём, что мы делаем, говорим или думаем.

Следует стараться практиковать десять полезных действий, каждое из которых является противоядием от противоположного ему. Вместо того чтобы убивать, мы должны беречь и защищать жизнь во всех её формах. Вместо того чтобы забирать то, что не отдаётся добровольно, мы должны делиться собственным имуществом, как бы мало оно ни было. Надо также стремиться к тому, чтобы всегда, во всех своих взаимоотношениях, придерживаться моральных норм поведения.

На уровне речи необходимо быть всегда правдивыми и честными, делать всё возможное для улаживания ссор и заделывания «трещин» между людьми, говорить о других только хорошее и вообще стараться, чтобы вся наша речь была полезной и осмысленной.

Внутренне мы должны радоваться удачам других, а не думать: «Вот если бы у меня было то же самое!» — и неизменно питать добрые чувства ко всем людям, желая им счастья.

Наконец, мы должны ясно понимать и полностью принимать истинность закона причины и следствия. Перечисленные десять вредных и десять полезных действий — это те ориентиры, которым должны следовать как буддисты, так и последователи других религий. Наше расположение к добру улучшит отношения между людьми и сделает мир более счастливым. Если следовать этим советам, не нарушатся законы и никто не будет обижен. Мы можем быть уверены, что наши действия не причинят никому вреда или страданий.

Независимо от того, насколько совершенно наше собственное поведение, нам необходимо воздерживаться от осуждения или выискивания ошибок у других. Чрезмерное внимание к тому, что они делают, говорят или думают и сопоставление их поведения с нашим собственным, могут породить либо гордость, либо неуверенность в себе.

Вместо этого следует делать всё возможное, чтобы укротить свой ум, ориентируясь на высокие нормы Учения. Для того чтобы увидеть признаки своего прогресса или указания на то, что ещё предстоит усовершенствовать, необходимо больше смотреть внутрь себя, а не вовне.

Для определения степени своего развития стоит подумать о нашем отношении к ошибкам, наблюдаемым у других. Чем больше укрощён ум, тем меньше ошибок мы будем у них находить, и наоборот. Когда отношение и мотивация действительно позитивно, в нас преобладает радостное и здоровое отношение к жизни; если же мотивация загрязнена неведением и себялюбием, это сказывается на восприятии, и результатом становится неудовлетворённость.

Чистота, как и красота, рождается в глазах и в сердце самого смотрящего.

Ясно, что разумнее нам приспособиться к окружающему миру, чем пытаться заставить его соответствовать нашим потребностям и желаниям. Например, если бы поверхность Земли была покрыта терновником и крапивой, сильно затрудняющими передвижение по ней, то наши попытки выкорчевать все эти растения потребовали бы от нас совершения бесконечной и невыполнимой работы.

В тоже время, надев пару крепких ботинок, можно спокойно отправиться куда угодно. Аналогичным образом, если наш ум укрощён, мы станем легче воспринимать и преодолевать внутренние и внешние обстоятельства своей жизни.

Конечно, столь радикальное изменение в восприятии вещей неможет произойти за одну ночь, и вначале мы будем продолжать совершать ошибки. Однако это не повод для гнева, разочарования, самобичевания. Напротив, следует проявить терпение и сострадание и постараться заботливо перевоспитать себя, чтобы научиться работать с трудными ситуациями и относиться к другим людям более разумно и уравновешенно.

Очень важно то, как мы относимся к постигающим нас неудачам. Спокойно воспринимать успех относительно легко, но неудача любого рода становится для нас серьёзным испытанием.

Некоторые люди должны проявить к себе определённую жёсткость, если они хотят чему-то научиться на уже сделанных ошибках и предотвратить их повторение в будущем. Другие извлекают пользу из более мягкой и вдумчивой реакции на своё неадекватное суждение или неправильное поведение в той или иной ситуации.

Ясно, что нам необходимо очень хорошо познать себя, если мы хотим использовать самые совершенные средства для развития положительных качеств своего тела, речи и ума.

Далее, в то время как человек пытается практиковать правильное поведение и старается преобразовать свои вредные привычки,
возникает большая вероятность самопроизвольного возникновения раздражения и негативных побуждений. Поскольку очевидно что, что чем ярче Солнце, тем темнее отбрасываемая тень, такие проявления не должны нас сильно удивлять или тревожить.

Наоборот, следует продолжать стараться делать всё как можно лучше.

Следовательно, находясь на уровне начинающих, мы должны признать, что существует положительное и отрицательное, добро и зло, а значит, необходимо дисциплинировать свой ум.

В конце своего пути мы выйдем за пределы этих дуалистических взглядов, но в начале они предоставляют нам материал для работы и правильно указывают направление движения. Позднее, когда наша практика станет плодотворной, процесс обучения можно будет продолжить уже без того, чтобы постоянно размышлять об этом. И тогда всё, что мы делаем, говорим или думаем, спонтанно и естественно принесёт пользу каждому.

Это похоже на то, как человек обучается вождению автомобиля: вначале он вынужден сосредотачиваться на каждом своём движении, но через некоторое время уже не нуждается в обучении и просто едет туда, куда ему необходимо. Точно так же, после того как мы обуздали свой ум, практика правильного поведения становится нашей второй натурой.

Главное состоит в том, что мы должны сохранять доверие и уважение к Учению и не отворачиваться от него, когда дела идут плохо. Принципы, лежащие в его основе, незыблемы, а практические приёмы были отшлифованы и выверены сотнями поколений практиков. На них можно полностью положиться.

Но только мы сами, включив эти учения и практики в свою повседневную жизнь, можем сделать их частью себя. Тогда мы всегда будем действовать на благо каждого и никому не причиним вреда. А кроме этого, мы станем поддерживать эту ценную традицию на благо грядущих поколений.

© Аконг Тулку Ринпоче

+5
15:50
679
Evg Evg
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...