← Археология

Древнеегипетские погребальные обряды oc

7 минут, 56 секунд
Древнеегипетские погребальные обряды

Египтяне мумифицировали умерших, чтобы сохранить тела в качестве сосуда для души, но здесь было несколько исключений. К примеру, если человек утонул в Ниле, то это расценивалось как знак, данный свыше о том, что он стал избранником богов.

На протяжении тысячелетий египтяне оттачивали мастерство в искусстве мумификации. Чтобы уберечь тело от разложения, жрецы аккуратно извлекали внутренние органы через отверстие в брюшной полости. Покойному эти органы могли понадобится в загробной жизни, поэтому их нужно было сохранить.

Четыре сосуда, найденные в гробнице Тутанхамона, содержали легкие фараона, его желудок, кишечник и печень. Сосуды называются погребальными урнами, каждую из которых сторожит один из четырех сыновей великого бога Гора. Лишь один орган не был удостоен бережного отношения — древние египтяне считали мозг ненужным ни при жизни, ни после нее. 


Они верили, что мозг в загробной жизни не понадобится, поэтому его удаляли при помощи крючка. Этот металлический крючок вводили через нос, размягчали им мозг, а затем через нос вынимали оставшуюся субстанцию.

В конце концов жрецы обматывали мумию в специальные бинты, сделанные из льна или папируса. 

Они делали это таким образом, чтобы повторить черты лица и форму тела умершего. После мумифицирования наступало время похорон и последних обрядов, чтобы подготовить покойного к потустороннему миру.

В фиванском некрополе близ Луксора была найдена одна малоизвестная гробница с удивительно яркими и подробными изображениями, рассказывающими о древнеегипетских похоронах. 


Это сакральное место, обнаруженное более века назад, долгое время было закрыто. В ноябре 2015 года египетское правительство впервые открыло его для публики. От его великолепия захватывает дух. Настенным росписям более 3000 лет, а они такие яркие, будто сделанные только вчера. Эта гробница принадлежала египетскому жрецу.

Все древнеегипетские погребения завершались необычным обрядом: во время него жрецы использовали магические инструменты. Это был обряд «Отверзение уст». Он возвращал умершему чувства, чтобы тот мог видеть, дышать и говорить в загробной жизни.

Обряд «Отверзение уст» возвращал умершему все жизненные функции: он мог есть, пить и т.д. Все, чем он наслаждался в своей жизни, он мог делать в загробном мире.

Египтологи долго спорили: производился этот обряд над мумией или статуей, но по большому счету это и неважно, т.к. статуя носила имя умершего, поэтому она считалась его физическим воплощением.
Долгие годы египтологи считали, что обряд «Отверзение уст» был чисто символическим, но новые находки показывают, что перед ним совершалась другая процедура, непосредственно с телом умершего. Это было не ритуальное касание волшебным инструментом, а совершенно реальная, довольно жестокая операция.

Жрецы перед погребением дробили череп умершего человека при помощи специально приспособленных для этого обряда инструментов. Новые находки свидетельствуют, что погребальная процедура могла быть довольно жестокой. Но для египтян было важно, чтобы в загробной жизни умершие могли существовать и действовать также, как и в жизни земной.

В некоторых случаях во время процесса мумификации проводились две процедуры: в начале физическая, когда при помощи некого подобия долота у мумии на самом деле открывали рот, а затем символическая, когда проводился обряд над уже полностью обернутой мумией.

«Отверзение уст» было необходимо, ведь умершие должны были читать молитвы и заклинания из «Книги мертвых». Только прочтя эти молитвы и заклинания, они могли восстановить свои силы в загробной жизни. Теперь им предстояло присоединиться к богу Ра в его невероятном путешествии по потустороннему миру. Чтобы пережить это, им необходима была помощь «Книги мертвых». Каждый год символическое путешествие в загробный мир инсценировалось в одном из величайших святилищ Египта.

На Восточном берегу Нила, близ города Луксор, стоит величественный Карнакский храм. 


Это святилище было посвящено самому могущественному из всех египетских божеств. Амон Ра был воплощением Амона — царя всех богов, а также бога солнца Ра. Карнакский храм был построен чтобы прославить его. Карнак — самый крупный храмовый комплекс в мире, занимающий площадь 80 гектаров, что в 2 раза больше площади Ватикана. Работа над главным комплексом началась в эпоху Нового царства под управлением фараона Тутмоса 1. Древние египтяне рассматривали Карнак как мост между миром земным и загробным царством, ведь здесь человек становился богом. Когда кто-то умирал он отправлялся к Осирису — богу подземного мира. Подобно тому, как бог Осирис, убитый своим братом Сетом, был затем возрожден Исидой, умершие фараоны желали возродиться в загробном мире, чтобы иметь возможность снова жить на этот раз в вечности.

Загробная жизнь отражала путь солнца. Каждую ночь бог солнца Ра умирал на Западе: в течение 12 ночных часов он продолжал свой путь по загробному миру. Это заупокойное произведение — Книга Амдуат — описывает то, что происходило в загробном мире, а именно путешествие древнеегипетского бога Ра в его лодке. Каждый год жители Карнака воссоздавали это путешествие проходя по Нилу до другого великого святилища — храма Луксора.

После Карнака — это второй по значимости великий храм на восточном берегу Нила. Его воздвигли чтобы отметить конец пути бога Ра. Здесь он перерождался во время восхода солнца. Этот путь символизирует путешествие бога солнца по загробному миру. В этом мифическом путешествии к нему присоединялись все умершие. Древний некрополь в Саккаре, близ Каира, был местом для погребения не только людей. 


В загробном мире души людей защищали животные, символизирующие богов и, как и людей, их тоже мумифицировали. Вблизи ступенчатой пирамиды находится вход в подземный лабиринт: катакомбы покровителя мертвых Анубиса — бога с головой шакала. За последние несколько лет группа археологов исследовала каждый сантиметр этих катакомб и обнаружила останки около 8000000 животных в основном собак, но встречались также шакалы, лисы, соколы, кошки и мангусты. Мумии животных представляли собой богов.

Мумифицированный павиан символизировал Тота — бога луны, который вершил правосудие над умершими. Мумифицированный баран символизировал Амона — царя богов, который защищал умерших во время их путешествия по загробному миру. Умершим требовалась защита, потому что царство, в которое они собирались войти, являлось странным и зловещим местом. Загробный мир был замечательно изображен на стенах гробниц в Долине Царей. Здесь умершие могли бы повстречаться с диковинными созданиями — с демонами, которые населяли 12 ночных часов —они влияли на судьбы живых также, как и на судьбы мертвых. 

Для египтян способность души попадать в загробный мир являлась частью ее глубинной сущности, связанной с жизненной энергией человека.
+4
00:13
1081
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...